preloaderIcon

Версия для слабовидящих

Адрес:

г. Курск, пр-кт В. Клыкова, д. 55

Контактный телефон:

+7 (4712) 39-93-11

Мастер-класс для родителей и детей «Ловкие пальчики»

Цель: Повышение профессиональной  компетентности родителей в вопросах формирование речевого развития детей путем развития  мелкой моторики кисти и пальцев рук в домашних условиях.

Задачи:

  1. Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  2. Вызвать интерес у родителей к дидактическим играм, способствующих развитию мелкой моторики рук. Познакомить с использованием бросового  материала и желанием действовать с ним.
  3. Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.
  4. Рассмотреть приемы работы с синельной проволокой и бусинами, изготовление новогодней игрушки.
  5. Раскрыть актуальность пальчиковых игр.
  6. Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

Предварительная  работа:

1.Подготовка образцов поделки, клей, синельная проволока, бусины, бантики из лент.

2.Составление конспекта, нахождения необходимого методического материала.

3.Подготовка памяток, рекомендаций, для каждого родителя,

4.Организация родителей на практические занятия «Мастер- класс».

План:

1.Представлена выставка литературы по теме: развитие мелкой моторики у детей

2.Практические занятия.

3.Раздача буклетов-памяток для родителей.

4.Обмен мнениями, впечатлениями.

Участники:

- родители и дети.

Форма проведения: Мастер-класс.

Ход мероприятия: 

Игра – знакомство «Передай колпачок»

Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

Ход игры: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет  колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.) - Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

-Уважаемые родители!

Глядя на представленный материал на ваших столах, вы догадались, какова тема нашего мастер-класса.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

Источники способностей и дарований  детей -  на кончиках их пальцев (В.А. Сухомлинский)

“Рука – это вышедший наружу мозг человека” (Н. Кант)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 
Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Итак, что же нужно знать вам, родителям, чтобы обеспечить хорошую  подготовку руки ребёнка  к письму. Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Итак, чему же надо научить ребенка перед тем, как начинать писать?


- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть.
К 5—6 годам у ребёнка уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Все эти предметы(карандаш, ручка, кисть) являются посредниками между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. 
Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.

Ноги вместе.

Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.

Оба локтя лежат на столе.

Для развития мелкой моторики руки я использую много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.

Приёмы:

 раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам. 

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать.  Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.
Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка. Предлагаю вам поиграть в игру с предметами,

пусть это будет карандаш.

Карандаш в руках держу

Поиграть я  с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Каждый пальчик быть послушным научу.

Детям еще можно предложить следующие задания (выполнения заданий родителей)

  • Катать карандаш между ладонями  обеих  рук - от кончиков пальцев до ладони.
  • Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого  и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.
  • Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.                            

- Лепка. Лепим мы в основном из пластилина. Сначала дети готовят пластилин к работе(мнут его пальчиками), потом раскатывают из него шарики, колбаски. Здесь бывает задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Эту работу вы можете проводить с детьми и в домашних условиях.


Работа с бумагой: вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками

Пальчиковое рисование. Если вы хотите использовать этот вид упражнения в домашних условиях, то вам нужно приобрести специальные краски

Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения - чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

- Для развития тактильных ощущений (определение предметов на ощупь)

Практическая часть мастер-класса

Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести различные приемы и  игры в свой дом.

- ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Дети знакомятся с такими свойствами предметов, как размер, форма, цвет. 
В мешочек помещаются геометрические фигуры(плоские и объёмные, а ребёнок на ощупь должен определить, что это за фигура?

Пальчиковая гимнастика. («Цветочки» «Игра на музыкальных инструментах», «Лягушки» и т д.


Цветочки

Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки (
сжимают пальчики в кулачок)
Тихо засыпают,
Головой качают 
(«кивают» кулачками во все стороны)

-Самомассаж
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

  1. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  2. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

Завязывать шарф, бант.

- Игра с прищепками «День и ночь»
Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. 
Массаж поверхности ладоней шариками –ёжиками.

 «Самомассаж подушечек пальцев»                                  

Ходит ёжик  без дорожек,

Не бежит  ни  от   кого.

С    головы   до  ножек,

Весь в  иголках ёжик.

Как  же  взять  его?

«Самомассаж с прищепками»

Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).                              

 Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Работа с массажными колечками (Су-Джок)

1,2,3,4,5 пальчики хотят играть,

мы колечко взяли

и на пальчик одевали.

Раз –пальчик большой,

Два-пальчик  указательный,

Три-пальчик средний,

он совсем не вредный,

Четыре-безымянный,

пальчик очень славный.

Пять-мизинчик,

маленький счастливчик.

Игры с катушками

Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток

Игра 4. «Игра в снежки».

Инструкция:  две корзины, бумага формата А4, необходимо смять лист (слепить снежок  и попасть в корзину). Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

Игры с бусинками Игровая ситуация «Маша в гости собиралась…»

Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша, до чего же хороша!

Бусы новые надела, застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

 

Практическая деятельность

И так для работы нам понадобятся следующие материалы:

Шаблон картинки с изображением снежинки, схема выполнения задания , синельная проволка,набор бусин, бантики из ленточек, салфетка для рук, клей.

Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю перед началом работы всем вместе сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,   Руки в вертикальном положении ладони

                                                             Прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл  лепестки. Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье  Ритмичное движение пальцами

                                                             вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки. Положить ладони тыльной стороной на  

                                                            стол, пальцы развести .

  1. Выбираем проволку двух цветов. 
  2. Соединяем элементы проволки и нанизываем бусины.
  3. Готовую работу можно украсить дополнительным материалом: бантиками пайетками. 

Заключительная часть.

Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики рук.

Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Большое спасибо за активное участие!